Кулинченко Вадим Тимофеевич

Кулинченко Вадим Тимофеевич – родился в 1936 году в городе Острогожск Воронежской области. Окончил училище Подводного плавания в Ленинграде. Отслужил в Вооружённых Силах 32 года. Совершил шесть выходов на боевую службу на подводных лодках. Имеет статус «Ветеран боевых действий». Капитан 1 ранга в отставке. Выйдя в отставку занялся писательским трудом. Публицист. Живёт в городе Балашиха Московской области.

 

Всплытие, которого ждут 33 года!

Из серии: Тайны гибели подводных лодок.
Глубоководная атомная торпедная лодка
«К –278» («Комсомолец»).

Гибель подводных лодок с момента их применения всегда оставалось загадкой, и, зачастую, причины их гибели строились на предположениях. Недаром в народе бытует такая поговорка: «Концы в воду и ключ на дно!» – это непосредственно относится к подводным лодкам. Зачастую главной причиной всех аварий на Флоте является наплевательское отношение правящих кругов к его нуждам. Ещё Василий Михайлович Головнин (1776-1831), вице-адмирал, мореплаватель, педагог, с 1823 года генерал-интендант флота Российского, писал: «Если хитрое и вероломное начальство, пользуясь невниманием к благу отечества, хотело бы для собственной корысти довести флот наш до возможного ничтожества, то и тогда не смогло бы оно поставить его в положение более презрительное и более бессильное, в каком он ныне находится…

 

Прошло уже 33 года с того момента (7 апреля 1989 г.), когда ещё великая страна СССР, впервые за все времена, узнала, что и «непотопляемые» подводные лодки, даже титановые, тонут из надводного положения. И вздрогнула! Не было ни одного, даже самого захудалого СМИ, которое не обсуждало бы эту трагедию. Но и что?

Через год правительственная комиссия сообщила, что «На исход аварии оказали влияние конструктивные недостатки отдельных систем и устройств, а также ошибки личного состава, особенно в использовании спасательных средств…».

Этот обтекаемый вывод устроил многих вверху, но только не подводников. Но процесс неправды и замалчивания пошёл…. Пошумели этак ещё лет 5 – 6,кроме всякого рода статей и домыслов, были непроходимые дебри цифр, формул, графиков, схем, но действенных простых и доступных выводов нет до сих пор. Поэтому потом был «Курск» (август 2000 г.), АПЛ «К-159» (сентябрь 2003 г.) и не дай Бог ещё…, но ещё была «Нерпа» (ноябрь 2008 г.).

Если вернуться к тем страшным апрельским дням 1989 года, тогда у всех на устах были «спасательные средства». Эта тема зазвучала и через 11 лет после гибели «Курска», и потом в сентябре 2003 года, когда на дно пошла АПЛ «К-159». Параллель весьма актуальна, потому что эти «грабли» продолжают и сегодня торчать вверх зубьями. Возвращаясь к 1992 году, хочу привести слова «отца» АПЛ «Комсомолец» ген конструктора Игоря Спасского: «Страшно обвинять мёртвых, но виноват экипаж. Прежде чем пользоваться, надо знать хотя бы, что это такое. На лодке «Комсомолец» была уникальная конструкция отдачи спасательных плотов. Когда команда покидала борт корабля, никто не сумел ими воспользоваться. И всё пошло прахом…». Это говорит академик. Он что не понимает – любой «уникальности» надо учить людей, а не сдавать свою продукцию «по договору с высокими инстанциями». Вот поэтому Спасский мог изрекать такое, сидя в удобном кресле, а не в тесном отсеке подводной лодки… Но такие уроки воспринимаются с трудом и спасательное дело на море проблема до сих пор – «уникальность» есть, а дела нет!

Все аспекты трагедии «Комсомольца» трудно разобрать в небольшой статье. На эту тему написаны целые книги, но ясности как не было, так и нет. Поэтому, озаглавив тему «всплытием» затонувшей подлодки, постараюсь коротко осветить этот вопрос.

С самого начала правительство решило: «Комсомолец» надо поднимать», хотя он и лежит на глубине 1670 метров. Но к этому времени страна с огромным флотом осталась без судоподъёмной отрасли. Теперь мало кто помнит, что в декабре 1989 года постановлением Совмина СССР ЦКБ морской техники «Рубин», руководимое академиком Игорем Спасским, было определено головной организацией по созданию глубоководных судоподъёмных средств широкого профиля (замете, к августу 2000 года мы подошли с нулевым результатом – В.К.). Почему?

«Рубин» должен был, получив средства для разработки проекта подъёма «Комсомольца», привлечь к нему лучшие научные силы страны. Вместо этого уже менее чем через месяц был заключён контракт с голландским консорциумом. Туда вошёл «Рубин» с российскими деньгами, думая, что зарубежные фирмы, которые входят в консорциум, принесут нам на блюдечке опыт и идеи судоподъёма, секретные сверхпрочные канаты и прочее. Даже конструкторская фирма была приглашена голландская, хотя сам «Рубин» является классной, с мировой известностью, конструкторской организацией. («Рубин» потерял кадры, вот в чём секрет – В.К.)

Тогда в 1990-м, датой подъёма «Комсомольца» назвали 1992 год, ибо считалось, что уже в 1993-м он начнёт фонить. Но в 1993-м году, когда уже заплатили голландцам восемь миллионов долларов за проект платформы, во время одной из очередных экспедиций к месту гибели лодки обнаруживается новая проблема: «Комсомолец» поднимать нельзя. Лодка вся в трещинах, и при попытке подъёма «рассыплется на куски».

Все эти заключения делаются не на основе расчётов, а на вере в слова академика «вроде бы…». Таких туманных рассуждений было предостаточно. Обработка общественного мнения организуется теперь в другом направлении: мол, ничего серьёзного не происходит, всё обойдётся, а с торпедными аппаратами (в них ядерные торпеды – В.К.) и реактором мы разберёмся, дайте только срок. «Рубин» по-прежнему головная организация, решающая все вопросы сама, ни перед кем не отчитывается, прикрываясь государственной тайной. На уровне «телефонного разговора» «Рубин», наверное, докладывает кому-то там наверху, пишет отчёты. Но, это уже детективная история: кому он докладывает и что? (К слову, ни денег, ни платформы мы от голландцев не получили – В.К.).

Важно другое – пора, наконец, создать российский судоподъёмный консорциум, положив тем самым начало реальному возрождению этой важной отрасли промышленности, а не развивать на деньги российских налогоплательщиков её за границей. Вспомните, какие миллионы долларов мы заплатили за подъём «Курска» всего-то со стометровой глубины, а, сколько иностранцы узнали наших секретов за просто так? И всё это опять благодаря «Рубину». В те годы вице-премьер Сергей Иванов на всех углах трубил о создании судостроительного консорциума. Сегодня создана ОСК (Объединённая судостроительная корпорация). Но вот вопрос – работает ли она над спасательными средствами на море?

Первые 5-6 лет «Комсомолец» продолжал беспокоить и будоражить мировую общественность. Свою помощь в разработке проекта подъёма лодки со дна Норвежского моря предлагали многие страны, в том числе США, Англия, Франция, конечно, не бесплатно. К тому же, у них был и есть свой интерес к нашим субмаринам, тем более к таким, как «Комсомолец» (чего не удалось на «Комсомольце»(?), удалось на «Курске» – В.К.). Ведь недаром в 1992 году Игорь Спасский говорил: «Наши лодки в десятки раз уступают по шумности американским. На больших скоростях они беззащитны. Глубина в тысячу метров коренным образом меняет ситуацию. Вот почему мы к ней стремились почти двадцать лет, создавая «Комсомолец». И он выполнил бы свою задачу прекрасно, если бы не трагедия весны 1989 года. Но и списывать лодку ещё рано. Мы её обязательно поднимем. Она ещё представляет колоссальную ценность. И не только как 6 тысяч тонн титана. Её секреты ещё недоступны другим». (?)

Но уже к 1994 году пришли к выводу, что – поднять нельзя, надо консервировать. Из всех поступивших предложений, специалисты: «Арзамаса-16», ЦКБ «Рубин» и «Комитета», ( по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ был создан специально под АПЛ «Комсомолец». При подъёме АПЛ «Курск» мы о нём уже не слышали – В.К.), отобрали самый безопасный проект – сооружение в носовой части подводной лодки своеобразного саркофага. Сначала предполагалось сооружение внешнего саркофага, но потом эта идея переросла в другую – закачать во внутрь лодки через все разломы и трещины специальные сорбенты, способные поглощать выделяющийся плутоний. Эта работа была произведена, и с тех пор интерес к «Комсомольцу» пошёл на убыль, а трагедия в августе 2000 года АПЛ «К-141» («Курск») вообще затмила трагедию «Комсомольца», и о нём практически забыли. Сегодня, через 33 лет, не такой уж и большой срок, об этой трагедии мало кто помнит, кроме специалистов и подводников. А тогда столько было шума!…

В октябре 2001 года, с подъёмом «Курска», в печати появились предположения, что, возможно, очередь дойдёт и до «Комсомольца». По крайней мере, до «спасательной капсулы (камеры)», где находятся тела трёх подводников. Сегодня ясно, что это были только разговоры. Денег нет на действующий флот, не то, что на его мёртвые останки.

Многолетнее расследование трагедии «Комсомольца» (К-278») (сопредседатель правительственной комиссии и руководитель рабочей комиссии ВМФ был тогдашний Главком ВМФ В. Чернавин – В.К.) необходимо было довести до конца. Но, Увы! Оно, как и расследование трагедии «Курска», зависло в воздухе, вернее в воде. Пока не будет добыта и сказана во всеуслышание правда о причинах аварий наших подлодок, до тех пор на российском флоте правомерно ожидать новых катастроф. Ведь, были до этого катастрофы: АПЛ «К-429»; «К-219»; «К-278»(«Комсомолец»); потом «К-141» («Курск»); «К-159» …. Кто будет следующий?

И во всех случаях пресловутый «человеческий фактор» виден невооружённым глазом, а мы всё списываем на железо! Мы больше думаем о нём, а потом о людях, если только думаем. «Кадры решают всё!» – был такой лозунг. Он актуален и сегодня, но о нём почему-то стыдливо умалчивают. Сегодня, эти самые кадры, желают получить уже готовыми и опытными. Но так не бывает!

Как и в советские времена, так и сегодня, людей не приучили, тем более командиров, к самостоятельному анализу событий и правильному принятию решений. Всё ждём указаний сверху и ни шагу без приказания вышестоящего начальника. А он-то далеко, да к тому же в кресле, а не на шатающемся мостике или душном горящем отсеке. Пока пройдёт доклад до самого верха, там примут или воздержатся (зачастую неграмотное решение), потом спустят вниз, а там уже обстановка другая и людей уже нет!… Один принял самостоятельное решение (командир «К-219» капитан 2 ранга Игорь Британов – В.К.), так его…. И на всех этих примерах учили спасать железо, а не людей.

Тогда, в период аварии на «Комсомольце» нелепо, именно нелепо, погибло 42 человека. 19 погибших нашли и похоронили в родных местах, а 23 так и остались в море навсегда. Среди погибших были моряки разных национальностей, но ведь подводники одна семья, независимо от места рождения. Помнят ли сегодня, Надари Бухникашвили в его родном селе Цалкоти в Абхазии? Он был замечательным парнем и его забрало к себе море…

Вспоминаю один, весьма значительный штрих на все времена (апрель 1989 год):

– По дороге на военный аэродром, откуда должны были вылететь родственники с телами погибших моряков, автобус всё время ломался. Кто-то в сердцах сказал сопровождающему офицеру, который в этом случае оказался «стрелочником»: «Если у вас автобусы разваливаются по дороге, то немудрено и то, что случилось с лодкой!»

Жестокие слова. Но в них большая доля правды. Расчёт на русское «авось» столько раз приводил к большой беде. В логическом ряду бед и Чернобыль, и обрушившиеся здания в Ленинакане и Спитаке тогда, взрывы в метро и Аквапарк сегодня, и пожары в Домах престарелых и многое другое. Принцип «авось пронесёт» слишком уж укоренился в любой сфере нашей жизни. Военные, Увы, не исключение.

Прошло уже 33 года, а я так и не могу получить ответа на очень принципиальный вопрос относящийся к гибели АПЛ «К-278», – Горит или нет ТИТАН уже при температуре в 600 градусов С? Об этом ещё в 1989 году мне поведал один товарищ из кораблестроительного института, но официально на мои запросы, а главное обоснованно, никто так и не ответил. Почему?!! И только недавно я нашёл ответить на этот вопрос в книге Ю. С. Крючкова «Подводные лодки и их создатели» (драмы людей, кораблей и идей). Автор, сам конструктор субмарин, отмечает: «Дело в том, что титан, ещё недостаточно опробованный, оказался материалом «со сложным характером»: он был склонен к трещенообразованию, хладноломкости и т. п. К тому же он хорошо горит в воде» (стр. 127). Знал ли об этом академик И. Спасский? Наверное, да. А вот знал ли об этом экипаж «Комсомольца», на который списали все грехи?!

Да простит мне читатель, что вместо одного обещанного аспекта – поднимут ли когда-нибудь «Комсомолец»? – однозначный ответ – «Нет!», я коснулся и других. Душа болит за наш прошлый и будущий флот! И весь этот печальный материал я закончу высказыванием адмирала Николая Амелько, которое было произнесено 30 лет назад, но сегодня его актуальность ещё больше, чем тогда. Уже тогда наш флот за 12 лет сократился в 3-4 раза, но качество его никак не улучшилось… «Нам нужно спасать флот. Спасать от торопливых реформ, от желания многих скорее решить все военно-стратегические вопросы. Но как их решить, если у нас пока нет самого главного – структуры политического государства. Я 57 лет прослужил в вооружённых силах от командира корабля до заместителя начальника Генерального штаба. И глубоко убеждён: делить флот – значит его убить. (Адмирал имеет в виду паритетное развитие всех сил флота – В.К.). С точки зрения военной стратегии мы живём в совершенно другом мире. Мы сами другие. Поэтому, сперва определим государство, а потом и флоту поставим задачи, решим, каким ему быть и кому служить, чьи команды выполнять. А пока полезнее разобраться с качеством нашего флота». Круглый стол в газете «Московские новости»,

12 января 1992 года – Океан. Россия. Флот.

 

К сожалению, сегодня в России нет ни одного училища Подводного плавания. О каких кадрах может идти разговор?..

Сегодня, вроде, дело сдвинулось с мёртвой точки. Но пока флотом руководят генералы, а не адмиралы флот будет оставаться на вторых ролях.