Неугодников Сергей Александрович

Первое место (золото) в номинации «Дебют» (проза) Третьего заочного межрегионального литературного конкурса маринистики имени Константина Сергеевича Бадигина.

Родился 23 сентября 2006 г. Учащийся МАОУ СОШ 197 города Екатеринбурга (педагог – Притчина Александра Михайловна).

Живёт в г. Екатеринбург.

 

По следам адмирала Лазарева

…у меня нет слов описать все его похвальные
дела, и я смело уверен, что русский флот
не имел подобного капитана.
П. С. Нахимов

– Такие забавные, – засмеялся я, рассматривая на планшете Камило видео с пингвинами. Хоть они и носят гордое имя «императорские», но их повадки и движения меня ужасно смешат. – Смотри, смотри, как крыльями дергает.

– Да, они смешные, но не поверишь, они оставляют ужасно пахнущий помёт. – Сказал Камило и сморщился, как будто прямо сейчас почувствовал этот запах.

– Правда? Как курицы в деревне?

– Как курицы, – согласился мой собеседник и мы начали смеяться.

Так мы и веселились, пока смотрели видеоролики и фотографии, сделанные Камило в Антарктиде. Кстати, Камило – это мой дядя, муж моей тети Ларисы. Он гражданин Чили, военный и целых полгода работал на одной из станций в Антарктиде, не выезжая. Совсем недавно он со всей семьей прилетел к нам в гости. С виду это суровый мужчина, всегда со щетиной на лице, наверное, так и должны выглядеть военные, но мне с ним очень легко общаться, несмотря на то, что мой английский далеко не совершенен. Да-да, мы разговариваем исключительно на английском, поскольку наш гость не владеет русским языком, а только, как он говорит, «инглиш энд испаньол». Но для меня это даже хорошо – подтягиваю свой разговорный.

Фотографий было много. На некоторых была видна голая черная земля. Я этому очень удивился, но Камило объяснил, что я вижу остров Беллинсгаузена и в то время, когда он там находился, было достаточно тепло, настолько, что можно было ходить без шапок и без рукавиц. Название острова меня подтолкнуло задать своему собеседнику очень важный, на мой взгляд, вопрос, и я был уверен, что он знает на него ответ:

– Камило, ты знаешь, кем была открыта Антарктида?

– Я не уверен, но мне кажется, что это норвежцы. Я прав?

И он еще спрашивает, прав ли он! Конечно не прав! Тысячу раз не прав! Я чувствовал, как начинает нарастать внутри меня возмущение, но все-таки вполне спокойно спросил:

– А те, кто с тобой работали, знают?

– А я сейчас спрошу, как раз мне нужно сегодня связаться с одним из них.

Камило по WhatsApp набрал номер своего коллеги. Их разговор происходил по громкой связи тоже на английском языке, поэтому я уже в процессе понял, что Антарктиду оказывается «открыли» испанцы. Вот тут моему возмущению не было предела.

– Русские! – закричал я на русском языке. – Это были русские мореплаватели! Антарктиду открыли моряки из России!

Но, увидев на лице своего собеседника то ли удивление, то ли недоумение, спокойно повторил то же самое на понятном ему языке.

– Риали? – услышал я в ответ.

– Риали? – произнесли из трубки, что в переводе на русский означает «правда?», «действительно?».

– Да, – сказал я и пошел в свою комнату.

Почему-то мне было невероятно обидно за наших моряков, за капитанов «Востока» и «Мирного» Беллинсгаузена и Лазарева, которые проделали огромный путь, провели неимоверную работу, рисковали жизнями, а мир их не знает. Даже люди, работавшие в Антарктиде, не знают. Хотя я, наверное, слишком строг, возможно, они никогда об этом не задумывались, а просто выполняли свою работу. Я взял книгу про адмирала Лазарева и стал в очередной раз читать её и рассматривать картинки. Всегда, погружаясь в эту книгу, я представляю себя на месте Михаила Петровича Лазарева – на капитанском мостике и чувствую, как соленый морской свежий ветер дует мне в лицо, и меня распирает чувство гордости за Россию и за российский флот.

И вот я снова капитан судна, которое должно отправиться к далеким берегам, навстречу приключениям, к неизведанной земле…

4 июля 1819 года. Начало экспедиции.

Наконец, этот день наступил. Сегодня «Восток» и «Мирный» двинулись в путь. Вся набережная заполнена народом. Кронштадт тепло и сердечно провожает своих сынов. Пушки «Востока» и «Мирного», прощаясь с родными берегами, сделали семь выстрелов в воздух. Я, лейтенант Лазарев, назначен капитаном шлюпа «Мирный», руководитель всей экспедиции и капитан шлюпа «Восток» – капитан II ранга Фадей Беллинсгаузен.

29 июля.

Первая сделанная нами остановка – Копенгаген. Здесь мы узнали не очень приятную новость: два иностранца-натуралиста, приглашенные для участия в экспедиции, в последний момент отказались от плавания. По-видимому, испугались предстоящих опасностей. Команде придется самостоятельно проводить исследования. Смею надеяться, что образованность членов экипажа позволит хотя бы частично справиться нам с этой задачей.

28 августа.

«Восток» и «Мирный» при попутном ветре вышли в безбрежные воды Атлантики.

28 октября.

Наши суда достигли экватора. Погода благоприятствует походу, но жара и духота изнуряют, ни днем, ни ночью не было от нее спасения.

2 ноября.

Сквозь голубоватую дымку предутреннего тумана стали вырисовываться берега Бразилии. Шлюпы бросили якоря в гавани Рио-де-Жанейро. Все члены экипажа здоровы.

22 ноября.

Рано поутру наши шлюпы оставили бразильскую столицу и взяли курс на юг.

1 декабря.

Сегодня дул свежий попутный ветер. Погода большей частью стояла пасмурная. Около шлюпов с пронзительным криком проносились альбатросы-буревестники, проплывали стада дельфинов, ныряли акулы, все чаще встречались киты, которые временами пускали фонтаны.

11 декабря.

На шлюпах постоянно ведутся научные исследования океана: измеряются глубины моря, определяется температура воды, прозрачность, разница температур на поверхности и в глубине, солёность, изучается фауна.

18 декабря.

Несмотря на крепкий ветер и большие волнения моря, под всеми парусами летим к Сандвичевой Земле. Сделалось бурно, шлюп жестоко бросает с боку на бок. В первый раз распорядился протянуть на палубе леера, потому что иначе невозможно было ходить.

20 декабря.

Это день, который очень хорошо запомнится всем морякам шлюпа. Мы повстречали айсберг огромных размеров, возвышающийся на 55 метров над уровнем моря и имеющий примерно полторы мили в окружности. Почти отвесные, у основания источенные прибоем стены этой громады вздымались выше мачт кораблей. Брызнувшие на мгновение лучи солнца заиграли яркими бликами на ее ледяной поверхности. Местами гора была усеяна черными точками, точки шевелились. Сначала нельзя было различить, что это такое. Но, подойдя ближе, мы разглядели несметные полчища пингвинов. Они стояли на месте и размахивали крыльями.

22 декабря.

Увидели высокий темный, ранее неизвестный нам остров, длиной в две мили, состоящий из голого камня. Вершина его покрыта льдом и снегом. Это – наше первое открытие в Южном Ледовитом океане.

25 декабря.

Праздник Рождества Христова. День ясный, что в здешнем климате большая редкость.

1 января 1820 г.

Ночь сегодня была темная и туманная, слишком мрачная для новогодней. Мы со всех сторон окружены ледяными островами и разбитым льдом. Сегодня наш шлюп чуть было не столкнулся со страшной высоты ледяным островом, но я, ни на минуту не покидавший палубы, успел вовремя повернуть корабль и тем самым спас его от верной гибели. Мои славные матросы держатся стойко и отважно.

16 января.

Уже находимся в широте 69°. Каждая миля, пройденная вперед, чрезвычайно радует нас. На этой широте мы встретили матерый лед немыслимой высоты, и простирался он настолько далеко, насколько только могло достигать зрение. Но где же материк? Это ли он?

6 февраля.

Утром впереди и по обеим сторонам горизонта явилась нам широкая блестящая полоса – неподвижный лед, загибающийся в обе стороны.

14 февраля.

Держимся близ сплошного льда, у всех членов команды в голове только один вопрос: «Это ли материк?».

15 февраля.

Сегодня подул противный ветер с востока. Волны подымались, как гора. Шлюп то возносился на вершины, то падал в водяные пропасти. Эта ночь была одна из самых опасных. На море часто понимаешь, как ничтожны бывают все человеческие усилия против стихий природы. В эти страшные минуты невольно думалось о родном доме, о том, что там на далеком севере наши родные и друзья, даже не могут предположить, в каком ужасном положении мы находимся.

Я представлял себе и думал: шлюпы «Восток» и «Мирный» проделали огромный путь, преодолели множество штормов, льдов и других испытаний. Капитан Лазарев на протяжении всей экспедиции держался стойко и мужественно. Конечно, ему порой было страшно. Страшно за членов команды, за то, что может никогда не увидеть свою любимую Родину, за то, что не справится с возложенной на него задачей, что судно не выдержит невероятной нагрузки от штормов и встреч со льдами. Но цель экспедиции, несмотря на все трудности, была достигнута. Ледяная стена, обнаруженная 16 января 1820 года, всё же оказалась берегом шестого континента, который мы теперь называем Антарктидой. Но моряки окончательно убедились в этом только через год.

24 июля 1821 г.

Сегодня в 6 часов утра мы вернулись в Кронштадт. Родная земля встретила нас прекрасной погодой, огромным количеством людей и салютом. Отсутствие наше продолжалось 751 день, в общей сложности прошли 86 475 верст. Во время плавания было обретено 29 островов. Потеряли три человека, одного из них по причине болезни.

После своих мечтаний я вернулся в комнату к Камило и застал его что-то внимательно изучающим на планшете.

– Сергей, ты был прав. Спасибо! Я восхищаюсь русскими моряками! – сказал Камило и потрепал меня по плечу.

– Камило, обязательно расскажи об этом моим братьям, когда они подрастут.

– Непременно, но ты и сам сможешь это сделать.

И я обязательно расскажу и братьям, и своим детям. Ведь имя адмирала Михаила Петровича Лазарева навсегда золотом вписано в историю российского флота. Это был умелый флотоводец и бесстрашный мореплаватель, который сделал большой вклад для отечества. Этот человек горячо любил свою родину и был настоящим патриотом, воспитавшим не одно поколение отважных моряков. Это герой, с которого нынешнее поколение должно брать пример. Невольно у меня сложились следующие строки:

И даже 200 лет спустя
Мы знаем, моряками русскими открыта
Южная суровая земля,
Названная Антарктидой.
Они все сделали тогда,
Своим примером доказали:
Из дерева их быстрые суда,
А моряки российские из стали!