Плацдарм – крепок и основателен

Итоги литературного года

 

Поздравляя наших читателей и авторов с грядущим 2020-м, в канун Нового года мы писали: «Желаем, на наш взгляд, самого главного – нарастания ощущения внутренней свободы и победы над внешней дисгармонией. Какие-то глубинные тектонические сдвиги грядут. И пусть у нас у многих пока роль Сизифа, как может показаться, но наш вечный камень может обратиться в тот самый краеугольный в эпохальной новостройке. А пока на нашей стройплощадке идут лишь подготовительные работы. Но мы-то знаем, что... И будем укреплять это знание в меру сил».

Вот такое было поздравление.

Присоединился ли к нему своим январским Посланием и последующей через несколько часов отставкой правительства наш президент Владимир Владимирович Путин? Вопрос риторический и ответа пока не имеет.

В этом январском номере мы подали несколько версий попытки ответа на него: точку зрения политолога Сергея Михеева, писателя Юрия Аракчеева и общественного деятеля Сергея Скворцова. На сайте в «Дискуссионном клубе январского События» наши читатели с надеждой писали: «Вчера в России произошла, по сути, «революция сверху», чем-то напомнившая февральскую 1917 года и, несомненно, она войдёт в историю под названием январской – 2020, обозначившей смену курса с либерального на консервативный. Такие реформы назрели давно и вот смелая попытка исполнить всё сразу, в том числе и переписать Конституцию. Хотелось бы поверить, что из этого выйдет толк. Посмотрим, насколько продуктивными станут масштабные перестановки в органах власти, насколько изменится Конституция страны, и будут ли выполнимы эти изменения?..».

Посмотрим…

У нас же пока остаётся наш именной камень Сизифа – наше служение русской культуре, русской литературе. Ведь смысл существования нации в том и состоит, чтобы оставить культурный след в памяти грядущих потомков. История веков может засыпать пеплом забвения многие военные и иные подвиги нации, но гораздо труднее ей избавиться от культурных достижений её. Гомер и Шекспир, Достоевский и Толстой – в литературе; Бетховен, Моцарт, Чайковский – в музыке; Леонардо да Винчи и Микеланджело, наш Андрей Рублёв – в живописи. Есть надежда, что эти имена будут жить вечно.

И пусть сейчас, как хвастливо сообщает группа компаний «ЛитРес», «впервые на российском рынке определились самые популярные электронные и аудиокниги периода с 2010 по 2019 год. Лидером по количеству проданных экземпляров стала книга «Пятьдесят оттенков серого» <…> и дебютный роман «Зулейха открывает глаза»». Имена авторов мы не называем сознательно, чтобы не рекламировать эти непотребно низкопробные издания, о «монетизации» которых с гордостью вещает «ЛитРес».

О времена, о нравы!.. Эта крылатая фраза, приписываемая Цицерону, видимо как раз и создана для таких мусорно-критических периодов истории человечества, как наш теперешний российский, тянущийся уже более трёх десятков лет.

И не будем уподобляться Виктору Ерофееву, одному из любимых писателей руководства Роспечати, который глубокомысленно возвестил: «Борьба против универсальных глобальных ценностей во имя национальных, державных – это заранее проигранная война... В военно-патриотическом лагере оказались, в основном, творчески неинтересные, часто бездарные личности, и ничего толкового в культуре ими не было создано, несмотря на покровительство министра Мединского».

А вот мы-то как раз певцы именно национальных, державных ценностей. И если «универсально-глобальные» ориентиры проявлены в России двумя вышеозначенными монетизированными ЛитРесом «шедеврами» да двенадцатью номинантами литературной премии «Большая книга», о которых наша газета писала в декабрьском номере, то наши романы, повести, рассказы, стихи, поэмы и публицистика прекрасно больны столь презираемой «универсально-глобальной» публикой национально-державной музыкой света и созидания.

В этом году только по электронной почте нашим изданием получено более пяти тысяч писем с творческими работами. На более чем половину из них редакция уже дала положительный ответ в форме публикации присланных работ либо на сайте, либо параллельно в бумажной версии газеты и журнала.

Вот перечень самых знаковых, на наш взгляд, публикаций года ушедшего. Вот наши звёзды сайтовых и газетно-журнальных публикаций:

номинация «большая проза»: роман «Немой Набат» Анатолия Салуцкого (Москва), роман «Апологет» Александра Леонидова (Уфа);

номинация «малая проза»: рассказы Валерия Латынина (Москва), Игоря Бахтина (Санкт-Петербург) и Дмитрия Воронина (Калининград);

номинация «поэзия»: верлибры Вячеслава Куприянова (Москва), цикл стихов Магомета Ахмедова (Махачкала) в переводе Анатолия Аврутина (Минск), поэзия Николая Коновского (Москва) и Романа Кручинина (Брянск);

номинация «критика»: статьи Александра Медведева (Санкт-Петербург), лирические эссе Александра Балтина (Москва), критические парадоксы Юрия Стеклова (Сергиев Посад);

номинация «публицистика»: полемические статьи Юрия Аракчеева (Москва), Валерия Чубара (Архангельск) и Михаила Лапшина (Москва);

номинация «юность»: цикл новелл Сергея Мурашева (Коломна).

Продолжали в этом году плодотворно сотрудничать с нами и практически все лауреаты 2018 года. Жаль, что их имена мы не можем озвучивать в победителях по два-три раза. А они этого заслужили, но таков порядок распределения условно призовых мест.

Наши авторы «засветились» как лауреаты и в других литературно-патриотических изданиях. В журнале «Наш современник» ими стали Михаил Тарковский и Юрий Лунин, есть они и в лауреатском перечне года журнала «Москва». Мы уже не упоминаем – как о само собой разумеющемся – о родном и близком нам сайте «Российский писатель», где многие из них тоже отмечены как победители литературного года.

Правление Союза писателей России чествовало их и на расширенно-открытом секретариате, подводя итоги года и награждая победителей премией «Слово-2019» (см. статью Николая Иванова «У нас длинная скамейка запасных», ДЛ №12(278)-2019).

Плацдарм, занятый русской национальной литературой, крепок и основателен. И ни шагу назад с него мы не сделаем!

 

Валентина Ерофеева,

"День литературы", Москва

Источник


Назад

Добавить комментарий
Комментарии